Ольга григорьева
Homo Critical
Утром я открыла инстаграм, и включилось видео Аллы Клименко. Алла называет себя тренером по счастью и занимается тем, что помогает другим стать счастливыми на постоянной основе. Я надела свои эйрподсы, открыла окно в комнате, затем сложила ставни. Задуло прохладным мартом, таким, каким может быть март в Венеции — насквозь пропитанным водой, рыбой и сытыми криками чаек. Пока я чистила зубы над раковиной у окна, Алла рассказывала, как меняется наше самоощущение в зависимости от тех, кто рядом с нами.
Из крана текла холодная вода, и кончики пальцев начинали поднывать. Однако меня радовал сам факт того, что раковина была прямо в комнате. Вообще все здесь, в этом студенческом доме, радовало меня с самого дня заезда. И двери старого лифта, которые нужно было запирать вручную, и хозяйский боксер по кличке Тино, и своя собственная комната.
Полгода назад я взяла gap year на работе. Его еще неофициально называют sabbatical year. По классике, sabbatical year — это год до поступления в колледж или университет, который берут себе американские подростки. В этот год они путешествуют по штатам, подрабатывают, веселятся. Другими словами, пытаются определиться, какой будет их взрослая жизнь. У нас же, в консалтинге, такой год обычно берут, чтобы немного реабилитироваться после бесконечных переработок. Когда живешь при капитализме, взять год отпуска с сохранением рабочего места — это привилегия.
Я взяла gap year, чтобы провести семестр по обмену в университете Ca Foscari, в Венеции. Овсяная каша в кафе зала ожидания была отвратительной, американо — невкусным и дорогим. Там, в часе езды от Домодедово в спальне нашей новой квартиры, на матрасе, спал любимый мужчина, рядом, на подоконнике, — кот. Пустая квартира без мебели выглядела скорее разоренной, чем минималистичной. Я собралась закрыть за собой дверь, но меня обуяли страх и сомнения, как всегда происходит перед перелетами. Только в этот раз этот страх был гораздо сильнее. Я переключилась на трекер подъезжающего такси в приложении, и вышла из подъезда. Запах салона меня успокаивал, восточные песни из магнитолы убаюкивали. Слов было не разобрать, но, клянусь, все про разлуку и тоску по дому.
Общество, со свойственной ему устойчивостью к резким переменам, тут же почувствовало нетипичную траекторию моего движения. И отреагировало на чек-ин в другой стране взволнованными сообщениями в мессенджеры:

когда обратно домой?
ты чего туда?
возвращайся
когда возвращаешься-то


Звучит эгоистично, но факт: на день рождения редко приходиться получать столько сообщений. Хочешь встретить меня в аэропорту? — иногда отвечала я, и тут же стыдилась этого ответа, стыдилась, что я тут, а они, моё общество, там. Как и полагается примерному обществу, оно всего лишь хотело вернуть меня обратно. И, конечно, немного осуждало.

как ты оставила бойфренда одного? (кто-то из инстаграма)
ты уже нашла себе итальянца? (кто-то из родственников)
а как твоя ипотека? (кто-то из родственников)
вот, теперь ты в самом эпицентре коронавируса, довольна? все эти путешествия до добра не доведут (те же дальние родственники уже через месяц)
твоя учеба тебе что-то даст? зарплату повысят? (не помню, кто)
у вас же вуз закрыли из-за карантина, ты чего не возвращаешься? (кто-то из Whatsapp’а)
Тем временем Алла перешла к активным действиям и посоветовала выписать всех своих знакомых и друзей в два столбика. В первый столбик, с плюсом, поместить всех, кто придает сил и верит в тебя. Во второй столбик должны отправиться все, после общения с кем чувствуешь себя еще более опустошенным, чем до. Важно помнить, предупредила Алла, что в этом упражнении мы не делим людей на хороших и плохих. Это дает объективность. В графе минус может оказаться совершенно хороший человек, даже любимый, если от общения с ним все силы уходят и вера в себя исчезает.
Я спустилась по лестнице на первый этаж в mensa [1], залила холодной воды в Bialetti [2], насыпала две ложки Lavazza, крепко закрутила верхнюю часть и поставила на плиту. Пока вскипал мой кофе, я открыла notes на телефоне и сделала там табличку с двумя столбцами: плюс и минус. С плюсами оказалось все просто, а за столбец со знаком минус мне стало обидно. Пока я рассуждала про себя, что минус — это не навсегда, и он легко может перейти в плюс, представила, как я сама оказываюсь в списках под знаком токсичности.
[1] столовая (ит.)
[2] итальянский бренд популярной гейзерной кофеварки
CRITIQUE — от древнегреческого κριτική τέχνη, «искусство разбирать, суждение». Из кембриджского словаря: to give an opinion or judgment about a piece or work, book, film, etc. Критика — важная способность мозга сравнивать и оценивать ситуацию. Критика без спроса — мое любимое в общении. Однажды я заключила с собой пари и решила не давать советы, пока не получу прямого на то сигнала: Оль, посоветуй. Произнося это, человек готов услышать и принять. И только в этом случае. Не давать непрошенные советы — это как гора с плеч, но чтобы понять весь кайф, надо попробовать продержаться хотя бы недельку. Потом проходит даже желание. Даже если я знаю ответ, и этот ответ может улучшить жизнь другого, исцелить его рану, вывести на свет, я предпочитаю молчать. Человек должен сам идти по своей дороге, а если ему потребуется помощь, он даст об этом знать. Аминь.
TOXICITY— the level of poison contained in a drug, or the ability of a drug to poison the body [3]. Токсичность это как потоотделение, так же нормально для любой человеческой особи. Не надо бояться токсичности. Быть рядом с токсичными людьми тоже выбор. Границы телесной неприкосновенности остались для меня на уровне 2000-х, как сказал недавно Павел Лобков в своем фейсбуке. Раньше это не считалось харасментами и абьюзами, а сейчас уже да. Я так не привык. Я не заметил, что пришла новая этика с ее новыми определениями телесных границ и неприкосновенности.
[3] уровень яда, содержащегося в веществе или способность вещества отравлять организм (англ., авторский перевод)
Ключевая фигура критика — всегда критикуемый. На критикуемого обращен вечный взгляд критика. Критик всегда по ту сторону экрана (смотрит наши сториз?) но он и неотъемлемая часть идеальной модели тюрьмы, описанной Мишелем Фуко. Идеальная машина контроля держится на одной только игре взгляда. Но если властный взгляд машины Фуко односторонний, вертикальный, то в тюрьме Цукерберга власть приобретает диффузный характер. Право оценивать и наказывать тут имеет каждый. Власть плоскостная, многосторонняя, волновая. Меня оценивают, но и я тоже оцениваю. Взгляд возвращается.
На первом курсе преподаватель по психологии, седой старик с огромным родимым пятном на лице, дал нам задание нарисовать к семинару несуществующее животное. А потом дал нам инструменты анализа:

тонкие, кривые ножки животного — неуверенность в будущем,
большие глаза — страх,
острые черты фигуры, когти, зубы — недоверие и агрессия.


Для следующего эксперимента нужно было попросить своих друзей нарисовать несуществующих животных. Но лучше не заходить дальше и не проделывать такого с членами вашей семьи, предупредил профессор: грань анализа с критикой поначалу может быть для вас неочевидной. Преподаватель умер несколько лет назад, честно говоря, я даже не помню его настоящего имени. Мы звали его Чумазик — за огромное родимое пятно. Это знак отличия и сумасшествия, шутили мы между собой. Ужасные жестокие дети — острые когти, большие глаза. Я обнаруживаю их повсюду, даже в ежедневных сториз. Власть плоскостная, многосторонняя, волновая. Взгляд всегда возвращается.
Кофе зашипел, и коричневая пена полилась из алюминиевого горлышка Bialetti на плиту. На кухню зашла Маммэ, африканка с самой лучезарной улыбкой в нашем общежитии. Быстро взяла губку с раковины и стала помогать мне вытирать кофейную лужицу.

Grazie mille [4]
, — промямлила я. Это единственное, что я научилась за месяц выговаривать практически без акцента.

Prego cara [5], — сказала она и, конечно же, улыбнулась.

Список имён в notes на телефоне смотрелся жалко и тут же вызвал у меня тошноту, как это бывает от сильной вины. Я перелила остатки кофе в широкую кружку и поставила ее на обеденный стол. Я вспомнила и мысленно поблагодарила всех, чью поддержку чувствовала даже на расстоянии. Через важные простые слова, ежедневные новости и кружочки в телеграме. Сердечко. Как твои дела. Смайлик. Держись. Смайлик, обнимающий сердечко. Скучаю, возвращайся, Олюшка. Просто помни: если нужны будут деньги — скажи об этом. Я, кстати, набила новую татуху, посмотри, как тебе. Никого не слушай. Ты справишься. Люблю.
[3] большое спасибо (ит.)
[5] не за что, дорогая (ит.)
В щель между шкафом и стеной пробивалась улица, многочисленные прохожие за окном торопились, словно опаздывали на работу. На деле просто пошёл дождь.

ОЛЯ ГРИГОРЬЕВА
Писательница, журналистка. Выпускница магистратуры Литературное мастерство НИУ ВШЭ (2020), курсов Write like a Grrrl (2018). Публиковалась в журналах «Юность», «Незнание». Длинный список премии Лицей (2021). Ведет телеграм-канал о писательском опыте @olyaistyping, работает в IT.

Made on
Tilda